Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорта, психологическими службами, общественными организациями.
Желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации обучающихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания.
ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, расположенное на окраине г. Сызрани, своим удачным месторасположением имеет возможность сотрудничать со многими учреждениями и организациями как Сызранского района, так и города Сызрани. В первую очередь, это образовательные учреждения (районные и городские школы, Детская школа искусств, структурное подразделение «Детско-юношеская спортивная школа»), муниципальные структуры («Служба семьи, демографического развития и защиты прав несовершеннолетних», сектор молодежной политики МУ Управления культуры и молодежной политики, МАУ «Редакция газеты «Красное Приволжье», Архивный отдел Администрации м.р.Сызранский), учреждения культуры (Межпоселенческий культурно-досуговый центр, Межпоселенческая центральная библиотека ), органы правопорядка и надзора – ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское», пожарно-спасательный отряд № 47 противопожарной службы Самарской области, МБУ «Краеведческий музей г. Сызрань», СП «Дворец творчества детей и молодежи» ГБОУ СОШ № 14 г.о. Сызрань и т.д.
С иностранными и международными организациями по вопросам образования и науки структурное подразделение «ЦВР» договоры не заключены.
Многолетнее сотрудничество, безусловно, решает ряд основных задач:
— позволяет привлечь больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебно-воспитательного процесса;
— помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров;
— координирует эффективно совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера;
— помогает оказывать помощь нуждающимся членам сообщества.
Для реализации данной цели в учреждении действует Программа развития «Интеграция»
Социальное взаимодействие Учреждения
Данная модель предполагает активное участие всех участников социального партнерства: педагогов, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения, общественных организаций и т.д.
Механизмы партнерства:
— открытость и сотрудничество,
— упор на развитие, общение и обмен идеями;
— возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе;
— представление родителям возможности стать «добрыми попутчиками» на образовательном маршруте ребенка.
Основные формы организации социального партнерства:
— Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни;
— Коллективно-творческие мероприятия: совместные выставки детского творчества, организация и проведение концертов, развлечений, праздников, участие в районных, городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах;
— Информационно-просветительские мероприятия: проведение родительских собраний с привлечением специалистов учреждений образования и здравоохранения, службы семьи, совместное проведение мастер-классов, трансляция положительного имиджа через средства массовой информации,
— Разработка и реализация совместных проектов, акций.
— Организация и проведение тематических экскурсий, выездов, встреч.
Социальное партнерство Учреждения и МБОУ ДОД Детской школы искусств пос. Варламово
Сотрудничество с Детской школой искусств пос. Варламово осуществляется в рамках проведения школьных, сельских, районных, окружных мероприятий. Совместная деятельность позволяет создавать максимально благоприятные условия для всестороннего развития личности, разрабатывать и внедрять совместные концертные программы, при музыкальной поддержке ДШИ участвовать в различных конкурсах. Многие преподаватели Детской школы искусств по совместительству являются и педагогами дополнительного образования художественной направленности, а также входят в состав жюри районных и окружных конкурсов и фестивалей.
Социальное партнерство Учреждения и Межпоселенческой центральной библиотекой
При поддержке Межпоселенческой библиотеки проводятся совместные информационные, культурно-просветительские и образовательные мероприятия, тематические встречи и беседы, экскурсии по музеям района (с.Заборовка – «Дворянское гнездо князей Гагариных», с.Троицкое – родина известного баснописца И.Дмитриева.). Кроме того, работники библиотеки часто выступают на районных семинарах и представляют педагогам во временное пользование периодические издания.
Социальное партнерство Учреждения и Архивного отдела администрации района
Представители архивного отдела организуют и проводят лекции, виртуальные экскурсии, направленные на чувство патриотизма к своей малой родине, родному краю, стране в целом. Ведут консультативную и просветительскую помощь при проведении мероприятий туристско-краеведческой направленности. Являются членами жюри районных и окружных мероприятий («Моя родословная», «Мы одна семья на планете Земля, «Мой современник», конкурс методических разработок, «Символы великой России и т.д.). Благодаря сотрудничеству с Архивным отделом создаются благоприятные условия для развития интеллектуальной, культурной и нравственной личности учащихся.
Социальное партнерство Учреждения и Межпоселенческого-культурно-досугового центра
Предметом сотрудничества с МКДЦ является совместная реализация районных мероприятий художественной направленности. Данное учреждение культуры являются активным участником и помощником при проведении многих районных мероприятий. ( Конкурс агитбригад по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, Церемония награждения лучших учащихся района «Бал для одаренных детей» и т.д.).
Педагоги дополнительного образования также, со своей стороны, оказывают помощь при организации и проведении мероприятий.
При взаимодействии Учреждения и МКДЦ решаются вопросы повышения творческого потенциала учащихся, приобщения их к культурным ценностям, воспитания образованной и гармоничной личности.
Социальное партнерство Учреждения и сектора молодежной политики
Сектор молодежной политики и Учреждение реализует следующие виды и формы совместной работы в области молодежной политики:
— взаимные обмены и консультации в культурной, исторической, краеведческой области;
— создание и реализация совместных программ в области культурного и духовного образования, естествознания, техники и спорта;
— проведение совместных Акций, мероприятий: «Школа лидера», военно-спортивная игра «Зарница», районный молодежный конкурс на лучший плакат (социальную рекламу) «Мы выбираем жизнь!», конкурс социальных проектов «Гражданин» и т.д.
Взаимная заинтересованность расширяет и укрепляет отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, способствует сплочению молодежи района и помогает в реализации совместных программ и мероприятий.
Социальное партнерство Учреждения и ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское»
Многолетнее сотрудничество с ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» позволило организовать совместную работу на высоком уровне.
Об этом свидетельствуют проводимые мероприятия, а также показывают и достижения учащихся в конкурсах по профилактике ДДТТ.
Совместно проводимая работа направлена на профилактику ДДТТ:
— проведение Всероссийской акции «Внимание, дети!»,
— проведение окружного этапа областного конкурса театрализованных представлений по профилактике ДДТТ;
— проведение конкурса рисунков среди СП дошкольного образования «Безопасная дорога глазами детей»;
— проведение окружного этапа областных соревнований ЮИД «Безопасное колесо»;
— организация патрулирования по дорогам и улицам Сызранского района;
— проведение семинаров для заместителей директоров по УВР образовательных учреждений Сызранского района и т.д.
Социальное партнерство Учреждения и пожарно-спасательного отряда № 47
В целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний Учреждения сотрудничает с пожарно-спасательным отрядом № 47 противопожарной службы Самарской области.
Задачей социального партнерства является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Традиционно с целью профилактики пожарной безопасности обучающиеся приходят с экскурсией в здание пожарной части, где их радушно встречают ее сотрудники. Проводятся профилактические беседы.
На протяжении учебного года организовываются и проходят конкурсы рисунков, литературных работ, мультимедийных презентаций, фоторабот в области предупреждения и поведения при чрезвычайных ситуациях. Сотрудники отряда часто приглашаются на родительские собрания.
Социальное партнерство Учреждения и Краеведческого музея г. Сызрани
Не первый год Учреждение сотрудничает с Краеведческим музеем г. Сызрани. Сотрудники музея рады организовать и провести различные экскурсии, рассказывающие об истории родного края, многообразии национальных культур и этносов Поволжья.
Проводимые занятия и лекции способствуют развитию интереса к истории родного края, национальным традициям и культурам, где отражаются эстетические идеалы, красота и народная мудрость. Обучающиеся имеют прекрасную возможность поучаствовать в различных мастер-классах, получить различные фотографии с наиболее ценных экспонатов музея, которые могут использовать в дальнейшем образовательном процессе.
Социальное партнерство Учреждения и МАУ «Редакция газеты «Красное Приволжье»
С целью освещения работы образовательного учреждения, а также предоставления информации о проводимых мероприятиях и достижениях Учреждения тесно сотрудничает на протяжении более десяти лет с районной газетой «Красное Приволжье» На страницах газеты вышло много статей и заметок о деятельности Учреждения, освещающих работу объединений, педагогических работников, рассказывающих о достижениях обучающихся.