Инклюзивное образование

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Анкета руководителя ОУ по беспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОУО) .xlsx

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово   .pdf

Приказ №445 от 01.04.2016 года «О разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития»  .pdf

Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан:

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово    .pdf

СП «детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, расположенного по адресу:
446073, Самарская обл., м.р. Сызранский, пос. Варламово, ул. Советская, д.24    .pdf
446073, Самарская обл., м.р. Сызранский, пос. Варламово, ул. Молодежная, д.4А   .pdf

СП «ЦВР» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово    .pdf

СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово    .pdf

Новокрымзенский филиал ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово    .pdf

Новорепьевский филиал ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово    .pdf

Раменский филиал ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, расположенного по адресу:
446072, Самарская область, муниципальный район Сызранский, с.Рамено, ул. Советская, д. 15     .pdf
446072, Самарская область, муниципальный район Сызранский, с. Рамено, ул. Механизаторов, д. 21    .pdf

В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативно-правовыми документами:
ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Уставом учреждения,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. N 1015;
Приказом министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
— Приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ министерства образования и науки Самарской области №259-од от 10.08.2016 года «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области «от 04.09.2004 года №276-од «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области»;
Приложением к письму министерства образования и науки Самаркой области от 23.08.16 №МО-16.09.01/815-ту «Инструктивно-методическое письмо «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»
Письмо Минобрнауки Самарской области от 02.09.2016 №МО-16.09.2016/867-ту, содержащее разъяснения по организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Письмо Минобрнауки России от 31.08.2016 №ВК 2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»
Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
Положением об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденным приказом министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005г. No82-од.,
-Планом мероприятий («дорожная карта»)  по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
заключения психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ для детей, нуждающихся в  психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центра диагностики и консультирования г.о. Сызрань  и заявления родителей (законных представителей).

Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья .pdf
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме Учреждения .pdf

В основе работы Учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит социальная адаптация учащихся, концепция равных возможностей для всех участников образовательного процесса. В Учреждении реализована государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденная Правительством РФ. Она направлена на формирование к 2016 году безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – МГН), а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество. В рамках программы реализации программы было закуплено и установлено оборудование, предназначенное для включения детей с ОВЗ в образовательное пространство: шкафы для хранения подъемного устройства, подъемные устройства мобильные, кресла-туалеты (переносные), мнемосхемы со стендом, световые маяки, крючки для костылей, зеркала, пиктограммы, рампы складные, пандусы.


Пандус

Мнемосхема со стендом

Крючок для костылей

Зеркало

Кресло-туалет (переносное)

Шкаф для хранения подъемного устройства

Подъемное устройство мобильное


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Все учителя работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используя принцип индивидуального подхода в обучении. Данный принцип превалирует над другими. В этом направлении педагогический коллектив Учреждения работает над следующими задачами:

  • адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
  • развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
  • создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития школьников – детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в школе (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему.

Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
  • обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач определенного коллектива (класса);
  • овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.

Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития в данной ситуации (в работе с детьми с ОВЗ) предъявляет к результатам обучения более высокие требования. Этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. И ориентирует обучение детей с ОВЗ на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем. Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:

  • привлечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассную и внешкольную деятельность;
  • участие в системе дополнительного образования.

Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они.

Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

  • групповые занятия — посещение уроков с классом (по расписанию класса);
  • индивидуальные занятия

Но во всех вышеизложенных случаях школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями (законными представителями) данных учащихся. В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.

В рамках реализации программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов” национального проекта «Образование”  в Учреждении возможно обучение  детей–инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении, не имеющих противопоказаний к работе на компьютере, с использованием дистанционных технологий.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ данной категории детей к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, их успешной социализации и интеграции в общество.

Под дистанционными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Автоматизированные рабочие места обучающихся устанавливаются по месту жительства детей, рабочие места педагогов – в образовательном  учреждении. Дистанционное обучение не  является единственной формой проведения учебных занятий, полностью исключающей непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Используется  сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России  инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

Основная задача в  этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым:

«Мы просто обязаны, — подчеркнул президент, — создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».

В настоящее время приоритетным является инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями.

Презентация «Современные представления об инклюзивном обучении» .ppt


Федеральные государственные образовательные стандарты на сайте Министерства образования и науки РФ

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (pdf, 18.8MB)  .pdf

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  .pdf


метод.копилка

Методическая разработка по ОРКСЭ урока «Добро и зло» — Матвеева С.А., учитель начальных классов  (дата размещения 03.04.2015 г.) .pdf

Классный час «Поговорим об обиде и обидчивости» — Кеваева А.Ю., учитель начальных классов (дата размещения 06.04.2015 г.) .doc

Классный час в 1 классе «Давайте жить дружно!» — Щепалина Н.Ю., учитель начальных классов (дата размещения 09.04.2015 г.) .doc

Классный час «Все мы разные, но общего в нас больше» — Алексеева И.В., учитель истории и обществознания (дата размещения 13.04.2015 г.) .doc

Сценарий семейного праздника в 3-4 классов «Все о семье» — Сомова Р.В.., учитель начальных классов (дата размещения 11.06.2015 г.) .pdf

Презентация «Толерантность. Что это такое?» — Авилкин А.Ф., учитель физической культуры (дата размещения 01.09.2015 г.) .ppt

Классный час «Жизнь дана на добрые дела» — Зыбина Н.А., учитель начальных классов (дата размещения 03.09.2015 г.) .pdf

Классный час «Учимся договаривать и уступать» — Щепалина Н.Ю., учитель начальных классов (дата размещения 09.09.2015 г.) .pdf

Сценарий психологической игры «Толерантность» — Алексеева И.В., учитель истории и обществознания  (дата размещения 10.09.2015 г.) .pdf